Ответы к заданиям школьного этапа ВОШ по русскому языку
5-6 класс
1. Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении
в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не
обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве
примера.
Ответ:
В: чувствовать
Г: петербургский
Д: сердце
Й: пожалуйста
Л: солнце
Т: лестница
Ю: следующий
Оценка:
по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву, по 0,5 балла за
соответствующий пример;
дополнительный балл за интересный пример на другую букву.
Итого: 8 баллов максимум.
2.Прочитайте пары слов: топор – ропот, камыш – мышка, лакей – лейка.
На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином
она обозначается?
Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару
для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, спаниель.
Приведите 2 аналогичных примера.
Ответ:
Языковая игра основана на перестановке букв внутри слова, в результате
чего появляется новое слово. Этот приём называется анаграмма.
Архаизм – харизма, бейсбол – бобслей, барокко – коробка, спаниель -
апельсин.
Оценка:
1 балл за объяснение сути приёма языковой игры;
1 балл за правильно указанный термин;
по 1 баллу за каждое верно разгаданное слово;
по 2 балла за каждый свой пример
Итого: 10 баллов максимум.
3.Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов,
отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и
на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев,
Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.
Ответ:
Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий
(«профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.
Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда
диких пчел или лесным пчеловодством).
Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными
невежественными способами, якобы с помощью колдовства).
Толмачев (толмач - переводчик, толкователь).
Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).
Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке
меховых изделий).
Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник,
псаломщик).
Оценка:
1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род
занятий человека;
по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого
образовалась фамилия.
Итого: 7 баллов максимум.
4. Восстановите последовательность в определениях и в первой графе
таблицы укажите лингвистические термины, о которых идёт речь. Запишите
получившиеся формулировки.
1.
______
второстепенный
член
предложения
которые исчезли из
языка
но совершенно разные по
лексическому значению
2.
______
устаревшие слова который изучает
правила постановки
ударения в словах
но называют
существующие предметы
или явления
3.
______
раздел науки о
языке
который обозначает
предмет
и произношения звуков и
звукосочетаний
4.
______
слова одной и той
же части речи
одинаковые по
звучанию и
написанию
и отвечает на вопросы
косвенных падежей
Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и
написанию, но разные по лексическому значению.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правила постановки
ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.
Архаизмы – это устаревшие слова, которые исчезли из языка, но называют
существующие предметы или явления.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает
предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Оценка:
За каждое правильно собранное определение – по 2 балла (по 0,5 баллов за
каждую из четырёх правильную часть определения).
Итого: 8 баллов максимум.
4. Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.
Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с
Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.
Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной
ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила.Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где емуродственников искать?
Вопросы:
1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?
2) Почему родственники не сразу приметили чужака?
3) Составьте список любых четырех родственников чужака.
Ответ:
«Чужаком» в данном случае является слово Водитель.
Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода омонимичный
корень –вод- , имеющий разное лексическое значение.
Водитель – водить, вождение, предводительство, проводник (или любой
другой список из четырех однокоренных слов)
Оценка:
1 балл за верно указанное лишнее слово;
1 балл за правильное объяснение причин ошибки;
по 0,5 балла за верно подобранные однокоренные слова (всего 2 балла).
Итого: 4 балла.
Максимальный балл – 37.