Ответы к заданиям школьного этапа ВОШ по русскому языку

 

5-6 класс

 

1. Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении

в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не

обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве

примера.

Ответ:

В: чувствовать

Г: петербургский

Д: сердце

Й: пожалуйста

Л: солнце

Т: лестница

Ю: следующий

Оценка:

по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву, по 0,5 балла за

соответствующий пример;

дополнительный балл за интересный пример на другую букву.

Итого: 8 баллов максимум.

2.Прочитайте пары слов: топор – ропот, камыш – мышка, лакей – лейка.

На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином

она обозначается?

Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару

для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, спаниель.

Приведите 2 аналогичных примера.

Ответ:

Языковая игра основана на перестановке букв внутри слова, в результате

чего появляется новое слово. Этот приём называется анаграмма.

Архаизм – харизма, бейсбол – бобслей, барокко – коробка, спаниель -

апельсин.

Оценка:

1 балл за объяснение сути приёма языковой игры;

1 балл за правильно указанный термин;

по 1 баллу за каждое верно разгаданное слово;

по 2 балла за каждый свой пример

Итого: 10 баллов максимум.

3.Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов,

отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и

на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев,

Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.

Ответ:

Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий

(«профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.

Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда

диких пчел или лесным пчеловодством).

Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными

невежественными способами, якобы с помощью колдовства).

Толмачев (толмач - переводчик, толкователь).

Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).

Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке

меховых изделий).

Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник,

псаломщик).

Оценка:

1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род

занятий человека;

по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого

образовалась фамилия.

Итого: 7 баллов максимум.

4. Восстановите последовательность в определениях и в первой графе

таблицы укажите лингвистические термины, о которых идёт речь. Запишите

получившиеся формулировки.

1.

______

второстепенный

член

предложения

которые исчезли из

языка

но совершенно разные по

лексическому значению

2.

______

устаревшие слова который изучает

правила постановки

ударения в словах

но называют

существующие предметы

или явления

3.

______

раздел науки о

языке

который обозначает

предмет

и произношения звуков и

звукосочетаний

4.

______

слова одной и той

же части речи

одинаковые по

звучанию и

написанию

и отвечает на вопросы

косвенных падежей

Ответ:

Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и

написанию, но разные по лексическому значению.

Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правила постановки

ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

Архаизмы – это устаревшие слова, которые исчезли из языка, но называют

существующие предметы или явления.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает

предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Оценка:

За каждое правильно собранное определение – по 2 балла (по 0,5 баллов за

каждую из четырёх правильную часть определения).

Итого: 8 баллов максимум.

4. Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с

Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.

Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной

ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила.Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где емуродственников искать?

Вопросы:

1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?

2) Почему родственники не сразу приметили чужака?

3) Составьте список любых четырех родственников чужака.

Ответ:

«Чужаком» в данном случае является слово Водитель.

Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода омонимичный

корень –вод- , имеющий разное лексическое значение.

Водитель – водить, вождение, предводительство, проводник (или любой

другой список из четырех однокоренных слов)

Оценка:

1 балл за верно указанное лишнее слово;

1 балл за правильное объяснение причин ошибки;

по 0,5 балла за верно подобранные однокоренные слова (всего 2 балла).

Итого: 4 балла.

Максимальный балл – 37.