Ответы к заданиям школьного этапа ВОШ по русскому языку
7-8 класс
- Расставьте ударение в следующих словах:
Поняла, договор, языковое, приняла, оптовый, обеспечение, дефис, феномен, каталог, диалог
Оценка:По 1 баллу за каждую правильную постановку ударения.
Итого: 10 баллов максимум.
2. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующимфразеологизмам и пословицам:
а) как псу муха (польск.) –
б) принять пузыри за фонари (франц.) –
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) –
г) записать за ушами (чешск.) –
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) –
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
Ответ:
а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в
апельсинах;
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,
поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи
торопились, да маленькими уродились;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино
заговенье, на турецкую пасху.
Оценка:по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено
более одного эквивалента.
Итого: 7 баллов максимум.
3. В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков:
снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указавморфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
Ответ:
Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-,
суффикс -и-, нулевое окончание. Три звука [тр’и].
Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени
мужского рода ед. числа. Приставка у-, корень -вёз-, нулевой суффикс,
нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].
Оценка:
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого
слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения
морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
Итого: 10 баллов.
4.К каким частям речи относятся слова: пять, пятеро, пятый, пятерка, впятером, в-пятых.
Оценка:За каждый правильный ответ 1балл, максимум 6 баллов.
5.Прочитайте предложения:
Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём.
Проблему беженцев следует решать путём переговоров.
Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово
в каждом предложении?
Ответ:
В первом предложении - обстоятельство образа действия в составе
словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть
речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа
действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
В третьем предложении - обстоятельство образа действия, часть речи –
наречие.
Оценка:
за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;
за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений
– по 1 баллу;
за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с
существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
6. В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского
есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь,
спасли души своей любовь...
Каково значение слова «пря» в этом предложении?
В современном русском языке есть существительные, которые образованы от
того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не
более 5) таких существительных.
Ответ:
Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».
Возможные слова
1) Распря, прения, препирательство, препирание и др. 2) Этимологически
родственное также спор.
В корне пр/пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.
Оценка:
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1
группы; 3 балла за слово спор; 1 балл за возможное указание на
этимологическое родство или чередование в корне.
Итого: 14 баллов максимум.