Ответы к заданиям школьного этапа ВОШ по русскому языку
9 класс
(Время выполнения – 180 минут)
1. В книге «Славянорусский корнеслов» глава литературного общества
«Беседа любителей русского слова» А.С. Шишков (русский писатель,адмирал, филолог) пишет: «Азбука наша письменами или буквами своими,
по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в
себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя
юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку».
Далее писатель аргументирует эту мысль, приводя примеры. Продолжите
мысль А.С. Шишкова, объясняя, какие сочетания старых названий русских
букв он имеет в виду.
Ответ:
Сочетания старых названий русских букв складываются в высказывания о
ценности грамоты:
аз буки веди – «я буквы знаю»;
глагол добро есть – «глагол (слово, речь) добро есть»;
рцы слово твёрдо – «говори слово твёрдо / неси знание убеждённо» и др.
Продолжение цитаты для проверки: «Азбука говорит: аз, буки, веди, глагол,
добро, есть, живете, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы,
слово, твердо, то есть: я есмь нечто великое, ведай, глаголание добро есть,
живете на земле и мыслите, наш это покой, рцы слово твердо».
Оценка:
1) за приведённые сочетания букв и объяснение того, какие складываются
высказывания поучительного характера, – по 1 баллу за каждое (до 3 баллов);
2) за старые названия букв начала азбуки (не менее трёх) – по 1 баллу за
каждое название; до 6 баллов;
Итого: 9 баллов максимум.
2. В современном русском языке слово тень обладает необычнымсвойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что вдревности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйтедогадаться, в чем заключается это свойство.
Ответ:
Слово тень – единственное существительное женского рода 3 склонения, от
которого образуется уменьшительное существительное мужского рода (тень
– тенёк), точно так же, как у существительных мужского рода 2 склонения
(день – денёк, пень – пенёк).
Обычно в русском языке уменьшительное наименование сохраняет род
производящего слова (мышь – мышка). Вероятно, раньше слово тень было
словом мужского рода, и слово тенёк было образовано от него по правилам,
с сохранением рода.
Оценка:
1) за указание на образование уменьшительного существительного тенёк – 3
балла;
2) за указание аналогий со словами мужского рода 2 склонения (день – денёк,
пень – пенёк или др.) – 1 балл;
3) за указание на правило сохранения рода производящего слова – 1 балл, за
пример – 1 балл.
Итого: 6 баллов максимум
3.Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах:
рассориться, пятитонный, одесский.
Ответ:
1. Рассориться приставочный способ, от глагола ссориться, при помощи
приставки рас-, где на конце пишется с перед глухим согласным. На стыке
приставки и корня опускается одна из удвоенных с.
2. Пятитонный – сложение основ с одновременным присоединениемсуффикса н от словосочетания пять тонн. На стыке корня и суффиксаопускается одна из удвоенных н.
3. Одесский – суффиксальный способ, от основы существительного Одесса
при помощи суффикса ск. На стыке корня и суффикса опускается одна изудвоенных с.
4. Они подчиняются общему правилу: в русском языке три одинаковые
согласные подряд не пишутся.
5. Три гласных буквы подряд в русском языке писаться могут. Например:
длинношеее (животное), змееед.
Оценка:
1) за объяснение способа образования и правописания каждого слова – по 1,5
балла, которые складываются из:
- 0,5 балла за указание на способ словообразования, указание исходного
слова;
- 0,5 балла за объяснение выбора буквы с в приставке (рассориться),
суффикс -н- (пятитонный), суффикс -ск- (одесский);
- 0,5 балла за указание, что на стыке приставки и корня, корня и суффикса
опускается одна из удвоенных согласных;
всего за три слова – 4,5 балла;
2) за указание на то, что все приведённые слова подчиняются общему
правилу (в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся) – 1
балл.
3) за указание на то, что три одинаковые гласные подряд в русском языке
писаться могут – 0,5 балла; за любое количество примеров, т.к. в задании
требовалось привести пример – 1 балл.
Итого: 6 баллов максимум.
4. Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом
значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п.
Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения
является оксюмороном?
Ответ:
Слово стыд восходит к глаголу стыть, стынуть и является однокоренным
со словами стужа, студёный, остудить. Значение глаголов стынуть,
остудить антонимично значению глаголов гореть, сгореть.
Оценка:
3 балла за объяснение этимологического родства слов стыд и стыть,стынуть;
1 балл за подбор других (дополнительных) однокоренных слов;
1 балл за указание на антонимию глаголов.
Итого: 5 баллов.
Прочитайте предложение:
Это упражнение лучше выполнять стоя, чем лёжа на спине или в
положении сидя.
Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами
предложения они являются? Какие наблюдения, касающиеся истории
образования частей речи, вы можете сделать на этом основании?
Ответ:
Лёжа в данном предложении – деепричастие, (деепричастию свойственно
такое же управление, как и остальным глагольным формам: лежать на спине
/ лёжа на спине; имеет зависимое слово, сохраняет видовременные
характеристики); стоя и сидя – наречия (по происхождению
отдеепричастные).
Стоя и лёжа в данном предложении являются обстоятельствами образа
действия, а сидя – несогласованным определением.
Исторически многие наречия на -а и -я являлись деепричастиями, позже они
утратили связь с глагольной семантикой и ныне обозначают лишь признак
действия (как наречия), а не добавочное действие (как деепричастия).
Оценка:
1) за верное определение частей речи – по 0,5 балла, всего 1,5 балла;
2) за определение синтаксической роли выделенных слов – по 0,5 балла,
всего 1,5 балла;
3) за верный комментарий, касающийся истории образования частей речи, – 2
балла.
Итого: 5 баллов.
5. Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен
собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке.
Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого
перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и
объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).
Ответ.
Таких слов в русском языке очень много, приведем некоторые примеры:
баян (музыкальный инструмент; Баян – древнерусский певец, сказитель),
наполеон (пирожное; Наполеон Бонапарт – французский император),
меценат (покровитель наук и искусств; Гай Цильний Меценат – римский
патриций), ампер, ватт, вольт (единицы измерения и их изобретатели
Андре Ампер, Джеймс Ватт, Алессандро Вольта), кипарис (дерево; Кипарис
– персонаж античной мифологии, юноша, который случайно убил на охоте
своего любимого оленя, а потом попросил у Аполлона вечную скорбь, за что
и был превращён в дерево), гиацинт (цветок; Гиацинт – персонаж античной
мифологии, сын царя Спарты, погибший во время состязаний в метании
диска) и пр.
Могут быть приведены другие примеры, отличные от предлагаемого ответа.
Оценка:
по 1 баллу за каждое верно приведенное слово с объяснением.
Итого: 7 баллов максимум.
6.Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвистаМаксима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»:«Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это илиплохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенноне обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенноисчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело,десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которыемы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они
туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». Внесуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первыезалы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка вдвадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».
Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у
каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложилипоместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не
более 5 слов с объяснением).
Ответ:
Максим Анисимович Кронгауз приводит в качестве примера следующиеслова: клякса, промокашка, получка и пр. Учитывая то, что данный список
слов является открытым, правильными могут быть признаны ответы, вкоторых приводятся слова, широко употреблявшиеся в 20 веке, но невходящие сегодня в активный словарь.
Оценка:
по 2 балла за каждое приведенное слово.
Итого: 10 баллов максимум.
В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение:«Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персонажа, чтобы
показать его уровень культуры и представить его как человекабезграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните
необходимость исправлений.
Ответ:
Кто найдёт кожаный портсигар, тот пусть отдаст его в кассу Андрею
Егоровичу (ИЛИ: Кто найдёт кожаный портсигар, тот пускай отдаст его в
кассу, Андрею Егоровичу).
Основания для правки:
- части сложноподчинённого предложения должны быть разделены запятой
(после слова портсигар);
- во второй части предложения при переходном глаголе требуетсядополнение;
- слово пущай просторечное, требуется замена стилистически нейтральным
пусть (пускай);
- отчество персонажа дано в разговорной форме, необходима замена
стилистически нейтральным вариантом;
- после словоформы в кассу может быть поставлена запятая (факультативный
знак препинания), если требуется уточнить адресата передачи предмета.
Оценка:
1) за указание на необходимость запятой после слова портсигар – 0,5 балла;
за объяснение – 0,5 балла,
2) за указание на необходимость дополнения – 0,5 балла; за объяснение – 0,5
балла;
3) за указание на необходимость замены просторечия пущай литературным
вариантом пусть или пускай – 2 балла;
4) за исправление отчества персонажа – 0,5 балла; за объяснение – 0,5 балл;
5) за указание на возможность постановки после слов в кассу факультативной
запятой – 1 балл; для уточнения адресата передачи – 1 балл, всего 2 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
* Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его
пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.
Оценка:
за верное использование каждого пунктуационного знака – 1балл;
повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать (например, запятая
при однородных членах и запятая при обособлении).
Вариант выполнения задания:
Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые
несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии; посмотри на
карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих
раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы
сравниться с её размахом?); она – сверхгосударство, стихия, которая ещё не
оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в
предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных
возможностях.
(по Н.Рериху)
Итого: 10 баллов максимум.