Ответы к заданиям школьного этапа ВОШ по русскому языку

 

9 класс

(Время выполнения – 180 минут)

 

1. В книге «Славянорусский корнеслов» глава литературного общества

«Беседа любителей русского слова» А.С. Шишков (русский писатель,адмирал, филолог) пишет: «Азбука наша письменами или буквами своими,

по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в

себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя

юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку».

Далее писатель аргументирует эту мысль, приводя примеры. Продолжите

мысль А.С. Шишкова, объясняя, какие сочетания старых названий русских

букв он имеет в виду.

Ответ:

Сочетания старых названий русских букв складываются в высказывания о

ценности грамоты:

аз буки веди – «я буквы знаю»;

глагол добро есть – «глагол (слово, речь) добро есть»;

рцы слово твёрдо – «говори слово твёрдо / неси знание убеждённо» и др.

Продолжение цитаты для проверки: «Азбука говорит: аз, буки, веди, глагол,

добро, есть, живете, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы,

слово, твердо, то есть: я есмь нечто великое, ведай, глаголание добро есть,

живете на земле и мыслите, наш это покой, рцы слово твердо».

Оценка:

1) за приведённые сочетания букв и объяснение того, какие складываются

высказывания поучительного характера, – по 1 баллу за каждое (до 3 баллов);

2) за старые названия букв начала азбуки (не менее трёх) – по 1 баллу за

каждое название; до 6 баллов;

Итого: 9 баллов максимум.

 

2. В современном русском языке слово тень обладает необычнымсвойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что вдревности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйтедогадаться, в чем заключается это свойство.

Ответ:

Слово тень – единственное существительное женского рода 3 склонения, от

которого образуется уменьшительное существительное мужского рода (тень

– тенёк), точно так же, как у существительных мужского рода 2 склонения

(день – денёк, пень – пенёк).

Обычно в русском языке уменьшительное наименование сохраняет род

производящего слова (мышь – мышка). Вероятно, раньше слово тень было

словом мужского рода, и слово тенёк было образовано от него по правилам,

с сохранением рода.

Оценка:

1) за указание на образование уменьшительного существительного тенёк – 3

балла;

2) за указание аналогий со словами мужского рода 2 склонения (день – денёк,

пень – пенёк или др.) – 1 балл;

3) за указание на правило сохранения рода производящего слова – 1 балл, за

пример – 1 балл.

Итого: 6 баллов максимум

 

3.Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах:

рассориться, пятитонный, одесский.

Ответ:

1. Рассориться приставочный способ, от глагола ссориться, при помощи

приставки рас-, где на конце пишется с перед глухим согласным. На стыке

приставки и корня опускается одна из удвоенных с.

2. Пятитонный – сложение основ с одновременным присоединениемсуффикса н от словосочетания пять тонн. На стыке корня и суффиксаопускается одна из удвоенных н.

3. Одесский – суффиксальный способ, от основы существительного Одесса

при помощи суффикса ск. На стыке корня и суффикса опускается одна изудвоенных с.

4. Они подчиняются общему правилу: в русском языке три одинаковые

согласные подряд не пишутся.

5. Три гласных буквы подряд в русском языке писаться могут. Например:

длинношеее (животное), змееед.

Оценка:

1) за объяснение способа образования и правописания каждого слова – по 1,5

балла, которые складываются из:

- 0,5 балла за указание на способ словообразования, указание исходного

слова;

- 0,5 балла за объяснение выбора буквы с в приставке (рассориться),

суффикс -н- (пятитонный), суффикс -ск- (одесский);

- 0,5 балла за указание, что на стыке приставки и корня, корня и суффикса

опускается одна из удвоенных согласных;

всего за три слова – 4,5 балла;

2) за указание на то, что все приведённые слова подчиняются общему

правилу (в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся) – 1

балл.

3) за указание на то, что три одинаковые гласные подряд в русском языке

писаться могут – 0,5 балла; за любое количество примеров, т.к. в задании

требовалось привести пример – 1 балл.

Итого: 6 баллов максимум.

4. Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом

значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п.

Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения

является оксюмороном?

Ответ:

Слово стыд восходит к глаголу стыть, стынуть и является однокоренным

со словами стужа, студёный, остудить. Значение глаголов стынуть,

остудить антонимично значению глаголов гореть, сгореть.

Оценка:

3 балла за объяснение этимологического родства слов стыд и стыть,стынуть;

1 балл за подбор других (дополнительных) однокоренных слов;

1 балл за указание на антонимию глаголов.

Итого: 5 баллов.

 Прочитайте предложение:

Это упражнение лучше выполнять стоя, чем лёжа на спине или в

положении сидя.

Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами

предложения они являются? Какие наблюдения, касающиеся истории

образования частей речи, вы можете сделать на этом основании?

Ответ:

Лёжа в данном предложении – деепричастие, (деепричастию свойственно

такое же управление, как и остальным глагольным формам: лежать на спине

/ лёжа на спине; имеет зависимое слово, сохраняет видовременные

характеристики); стоя и сидя – наречия (по происхождению

отдеепричастные).

Стоя и лёжа в данном предложении являются обстоятельствами образа

действия, а сидя – несогласованным определением.

Исторически многие наречия на -а и -я являлись деепричастиями, позже они

утратили связь с глагольной семантикой и ныне обозначают лишь признак

действия (как наречия), а не добавочное действие (как деепричастия).

Оценка:

1) за верное определение частей речи – по 0,5 балла, всего 1,5 балла;

2) за определение синтаксической роли выделенных слов – по 0,5 балла,

всего 1,5 балла;

3) за верный комментарий, касающийся истории образования частей речи, – 2

балла.

Итого: 5 баллов.

5. Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен

собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке.

Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого

перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и

объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).

Ответ.

Таких слов в русском языке очень много, приведем некоторые примеры:

баян (музыкальный инструмент; Баян – древнерусский певец, сказитель),

наполеон (пирожное; Наполеон Бонапарт – французский император),

меценат (покровитель наук и искусств; Гай Цильний Меценат – римский

патриций), ампер, ватт, вольт (единицы измерения и их изобретатели

Андре Ампер, Джеймс Ватт, Алессандро Вольта), кипарис (дерево; Кипарис

– персонаж античной мифологии, юноша, который случайно убил на охоте

своего любимого оленя, а потом попросил у Аполлона вечную скорбь, за что

и был превращён в дерево), гиацинт (цветок; Гиацинт – персонаж античной

мифологии, сын царя Спарты, погибший во время состязаний в метании

диска) и пр.

Могут быть приведены другие примеры, отличные от предлагаемого ответа.

Оценка:

по 1 баллу за каждое верно приведенное слово с объяснением.

Итого: 7 баллов максимум.

 

6.Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвистаМаксима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»:«Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это илиплохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенноне обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенноисчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело,десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которыемы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они

туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». Внесуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первыезалы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка вдвадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».

Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у

каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложилипоместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не

более 5 слов с объяснением).

Ответ:

Максим Анисимович Кронгауз приводит в качестве примера следующиеслова: клякса, промокашка, получка и пр. Учитывая то, что данный список

слов является открытым, правильными могут быть признаны ответы, вкоторых приводятся слова, широко употреблявшиеся в 20 веке, но невходящие сегодня в активный словарь.

Оценка:

по 2 балла за каждое приведенное слово.

Итого: 10 баллов максимум.

 

 В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение:«Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персонажа, чтобы

показать его уровень культуры и представить его как человекабезграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните

необходимость исправлений.

Ответ:

Кто найдёт кожаный портсигар, тот пусть отдаст его в кассу Андрею

Егоровичу (ИЛИ: Кто найдёт кожаный портсигар, тот пускай отдаст его в

кассу, Андрею Егоровичу).

Основания для правки:

- части сложноподчинённого предложения должны быть разделены запятой

(после слова портсигар);

- во второй части предложения при переходном глаголе требуетсядополнение;

- слово пущай просторечное, требуется замена стилистически нейтральным

пусть (пускай);

- отчество персонажа дано в разговорной форме, необходима замена

стилистически нейтральным вариантом;

- после словоформы в кассу может быть поставлена запятая (факультативный

знак препинания), если требуется уточнить адресата передачи предмета.

Оценка:

1) за указание на необходимость запятой после слова портсигар – 0,5 балла;

за объяснение – 0,5 балла,

2) за указание на необходимость дополнения – 0,5 балла; за объяснение – 0,5

балла;

3) за указание на необходимость замены просторечия пущай литературным

вариантом пусть или пускай – 2 балла;

4) за исправление отчества персонажа – 0,5 балла; за объяснение – 0,5 балл;

5) за указание на возможность постановки после слов в кассу факультативной

запятой – 1 балл; для уточнения адресата передачи – 1 балл, всего 2 балла;

Итого: 7 баллов максимум.

* Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его

пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.

Оценка:

за верное использование каждого пунктуационного знака – 1балл;

повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать (например, запятая

при однородных членах и запятая при обособлении).

Вариант выполнения задания:

Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые

несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии; посмотри на

карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих

раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы

сравниться с её размахом?); она – сверхгосударство, стихия, которая ещё не

оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в

предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных

возможностях.

(по Н.Рериху)

Итого: 10 баллов максимум.