Ответы к заданиям школьного этапа ВОШ по русскому языку

 

10-11 класс

 

 

  1. Орфоэпические словари рекомендуют произносить наречие мастерски сударением на последнем слоге. Однако в речи эта норма регулярно

нарушается, распространённым является неправильное ударение на первом

слоге.

Сравните постановку ударения в наречиях, образованных по данной модели:дружески, воровски, шутовски, юношески, товарищески, - и объясните,почему стала возможна эта орфоэпическая ошибка и почему исконнымявляется ударение на последнем слоге.

Ответ: дружеский – дружески, товарищеский – товарищески, юношеский –

юношески: при образовании наречий при помощи суффикса -и- отприлагательных на –ский ударение неподвижно, ударным остаётся одини тот же слог, поэтому в наречии мастерски носители языка по аналогиисохраняют ударным первый слог, как и в прилагательном мастерский.Однако если у производящего прилагательного ударение падает наокончание, то в наречии ударным будет суффикс -и-: воровской – воровски,

шутовской – шутовски.Существующая норма произношения мастерски обусловлена тем, что врусском языке было прилагательное мастерской, имеющее значение«искусный, хорошо сработанный, к мастерству относящийся», от которого иобразовано анализируемое наречие с ударным суффиксом.

Оценка: по 3 балла за объяснение каждой группы слов.

Итого: 6 баллов максимум.

2. В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему

такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?

Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье –

вещь сложная.

Приведите свои два примера подобных слов, включив их в предложения.

Ответ:

1. Выделенные слова являются информативно недостаточными. Для

реализации значения им требуются зависимые слова (чаще определительного

характера), которые восполняют недостающее значение.

При включении в предложение такие информативно недостаточные слова и

их зависимые слова создают синтаксически цельные словосочетания,являющиеся  одним членом предложения (в приведённых примерах – составныеименные сказуемые).

2. Информативно недостаточные слова называют «губками», т.к. онивбирают в себя (впитывают, как губки) несколько смыслов, которыераскрываются только в предложении.

Джокер – (англ. joker – «шутник») в карточной игре особая дополнительная

карта в колоде, которой можно заменить любую другую карту. По аналогии

«джокерами» называют слова, значение которых определяется ситуацией или

контекстом.

Оценка:

за указание на информативную недостаточность слов – 1 балл;

необходимость сочетаемости со словами-определителями – 1 балл;

за указание на цельность словосочетания – 1 балл;

за объяснения смысла названия «слова-губки» – 1 балл, «слова-джокеры» – 1

балл.

за каждый свой пример – по 1 баллу (слова явление, вопрос, мужчина,

женщина, род и др.).

Итого: 7 баллов максимум.

 

3.Прочитайте список глагольных форм:

Организую, организовавший, организовывающий, организуемый,организованный, организующий, организовав, организуй, организуя,организовывая.

Укажите инфинитивы, от которых образованы данные формы. Сгруппируйте

приведённые формы в соответствии с названными инфинитивами.

Какие грамматические особенности анализируемых инфинитивов влияют на

возможность образования той или иной формы глагола?

Ответ:

Представлены формы двух инфинитивов.

Организовать: организую, организуй, организующий, организовавший,

организуемый, организованный, организовав, организуя.

Организовывать: организовывающий, организовывая.

Организовать: глагол, формы которого могут выражать значение сов.и

несов. в. (в прош. вр. только сов.в.), поэтому образует все формы причастий

и деепричастия сов.и несов. в.

Организовывать: глагол несов. в., поэтому не образует форм простого буд.

времени и причастий прош. вр.

Оценка:

1) за верное определение инфинитивов – по 0,5 балла, всего 1 балл;

2) за верное распределение форм в соответствии с инфинитивом – по 0,5

балла за форму, всего 5 баллов;

3) за комментарий, раскрывающий особенности каждого инфинитива, – по 1

баллу, всего 2 балла.

Итого: 8 баллов максимум.

 

4.Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

1. Он тебе и копейки не даст.

2. А, попался! – воскликнул он.

3. Друг уехал, я ж остался.

4. Я уже год живу у родителей.

Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите

примеры.

Ответ:

1. И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог.

2. Могут быть и другими частями речи:

И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!);

А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?);

Же – частица (Я же тебе говорил);

У – междометие (У, безобразники!).

Оценка:

за определение части речи – по 0,5 балла за слово; 2 балла;

за указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по

0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов). За примеры – по 0,5 балла (до

3 баллов)

Итого: 8 баллов максимум.

 

5. Прочитайте слова: турне, контур, турнир, агентура, туризм, турок,

турникет, архитектура, антураж.

Какие из приведённых слов этимологически родственны заимствованному в

XVIII веке из французского языка слову тур – «круговое движение» (фр.

tour – «движение с возвратом на место отправления»)? Объясните свой ответ.

Ответ: турне – путешествие по круговому маршруту; контур – внешние

очертания, обведение вокруг чего-либо; турнир – первоначально «рыцарские

игры – движения в круге», затем «военные состязания рыцарей»,

современное употребление слова – «соревнования по круговой системе»;

туризм – путешествия, поездки, походы; турникет – специальное

вращающееся устройство, устанавливаемое в проходах, для пропуска

публики по очереди, по одному; антураж – окружение, окружающая среда,

обстановка.

Оценка: по 1 баллу за каждое верное объяснение.

Итого: 6 баллов.

 

6. Составьте сложноподчинённые предложения, в которых союзное слово

что присоединяет разные типы придаточных частей.

Ответ:

Дом, что стоит на горе, принадлежит леснику: придаточная часть

определительная.

Цени то, что даётся судьбой: придаточная часть местоименно-

определительная.

Посоветуй, что мне почитать: придаточная часть изъяснительная.

У него ничего не получалось, что бы он ни предпринимал: придаточная часть

обстоятельственная уступительная (уступки).

Оценка:

За каждое правильно составленное предложение – по 1 баллу. За определение

вида каждой придаточной части – по 1 баллу.

Итого: 8 баллов максимум.

 

7.В каком из приведённых ниже предложений возможна разная постановка

знаков препинания? Объясните свой выбор.

А. Горные вершины покрытые снегом пламенели в лучах восходящего солнца.

Б. Я взглянул в окно на догорающем небе начали зажигаться звёзды.

В. Отец прочитал письмо молча отошёл к окну.

Г. Вверху над вершинами дубов собирались тёмные облака.

Каким термином называется совпадение лексического состава предложений,

имеющих различные синтаксические связи?

Ответ:

1. Предложение В: Отец прочитал письмо молча отошёл к окну. Слово

молча может быть отнесено к группе сказуемого прочитал, тогда запятая

стоит перед сказуемым отошёл. А может быть отнесено к группе сказуемого

отошёл, тогда запятая стоит после слова письмо.

2. Это явление синтаксической омонимии.

Оценка:

за правильно выбранное предложение – 1 балл;

за аргументацию – до 3 баллов в зависимости от полноты ответа;

за указание на явление синтаксической омонимии – 1 балл.

Итого: 5 баллов максимум.

 

8. Что обозначает каждое из приведённых ниже выражений? Что их

объединяет? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой

выбор.

Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна

гейзеров, страна детства, страна кенгуру, страна кленового листа,

страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.

Ответ:

Все сочетания являются перифразами (или описательными оборотами), т.е.

описательными обозначениями предмета, явления, лица, предполагающими

косвенное (непрямое) называние путём выделения какой-либо стороны,

признака, атрибута и других частных особенностей именуемого предмета.

В качестве опорного слова во всех сочетаниях выступает слово страна. Все

перифразы, за исключением одного выражения, обозначают государства

(страны), называя предметы, выступающие их эмблемой или визитной

карточкой: страна ацтеков (Мексика), страна викингов (Швеция), страна

восходящего солнца (Япония), страна гейзеров (Исландия), страна кенгуру

(Австралия), страна кленового листа (Канада), страна пирамид (Египет),

страна тюльпанов (Голландия), страна фьордов (Норвегия).

Выражение страна детства в этом ряду лишнее, оно может быть

истолковано а) как перифраза названия Диснейленда – парка аттракционов,

построенного в виде страны с городами, железной дорогой и др. (что только

формально позволяет включать его в этот ряд), б) как индивидуально-

авторская перифраза названия страны, в которой прошли детские годы

конкретного человека, в) как метафора беззаботной детской жизни,

наполненной играми и развлечениями. Страна детства, в отличие от других

выражений, включает в качестве зависимого компонента абстрактное

существительное. Слово страна в сочетании страна детства может быть

рассмотрено как употреблённое в переносном значении.

Оценка:

1 балл за указание на то, что все сочетания являются описательными

обозначениями названия страны, предмета, явления + 1 балл за

использование термина перифраза; всего 2 балл;

по 0,5 балла за указание на значение каждой перифразы, всего 5 баллов;

1 балл за верное определение «лишнего» выражения и 1 балл за объяснение

выбора (принимается любой из указанных вариантов ответа), +1 балл, если

дано 2-3 (больше 1) значения перифразы страна детства.

Итого: 10 баллов максимум.

Максимум: 48 баллов