Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике

11 класс, 2015-2016 учебный год.

Возможные решения и Критерии оценивания.

Задача 1.

Тело совершает два последовательных, одинаковых по модулю перемещения со скоростью υ1 = 20 м/с под углом α = 60° и со скоростью υ2 = 40 м/с под углом β = 120° к оси X (см. рис). Найти модуль средней скорости и среднюю путевую скорость.

 

Возможное решение:

Средняя путевая скорость , .

Модуль средней скорости .

Полное перемещение за все время движения , где γ = 120°.

Тогда .

.

.

Критерии оценивания:

- 2б

- 2б

γ = 120° - 1б

- 3б

- 1б

- 1б

Задача 2.

Стальной шарик движется по горизонтальной дороге со скоростью 5 м/с и попадает в квадратный стальной колодец. Сторона квадрата равна 1 м. Какова глубина колодца, если шарик, прежде чем упасть на дно, испытал со стенками 10 упругих столкновений?

Возможное решение:

Расстояние, которое пролетел шарик по горизонтали .

Время движения шарика в колодце .

Тогда глубина колодца .

Критерии оценивания:

Найдено общее расстояние, пройденное шариком по горизонтали – 3б

Найдено время движения шарика – 3б

Найдена глубина колодца – 4б

Задача 3.

В длинной гладкой пустой (нет внешнего давления) теплоизолированной трубке находятся два поршня массами m1 и m2 (см. рис.), между которыми в объеме V0 при давлении p0 находится одноатомный газ. Поршни отпускают. Определить их максимальные скорости, если масса газа много меньше массы поршней.

Возможное решение:

Т.к. трубка теплоизолирована, то Q = 0 – происходит адиабатное расширение газа. Тогда 0 = ΔU + A' или ΔU = - A'.

Расширение газа происходит в вакууме, следовательно .

Воспользовавшись уравнением Клапейрона – Менделеева , запишем .

Работа силы давления газа идет на изменение кинетической энергии поршней .

Тогда .

Запишем закон сохранения импульса . Выразим скорость движения второго поршня .

Тогда . Запишем выражение для максимально скорости первого поршня .

Максимальна скорость второго поршня .

Критерии оценивания:

Q = 0 – происходит адиабатное расширение – 1б

ΔU = - A' – 1б

- 2б

- 1б

- 2б

- 1б

- 1б

- 1б

Задача 4.

Ученик во время лабораторной работы собрал показанную на рисунке цепь, в которой все три вольтметра одинаковы. Показания двух вольтметров U1 =2,5 В и U2 = 2 В. Каким может быть показание третьего вольтметра?

 

Возможное решение:

В т. А сходятся токи, идущие через вольтметры. Возможны два случая:

1) I1 = I2 + I3.  Тогда напряжения, которые показывают вольтметры U1 = U2 + U3. U3 = 0,5 B.

2) I1 + I2 = I3. Тогда U3 = 4,5 В.    Ответ: 0,5 В или 4,5 В.

Критерии оценивания:

Указано, что через вольтметр идет ток – 2б

Указано, что в точке А сумма токов равна нулю – 4б

Ответ 0,5 В или 4,5 В – 2б

Оба ответа – 2б

Задача 5.

Напряженность электрического поля, созданного зарядом в точках А и В соответственно 0,2 кВ/м и 0,1 кВ/м. Определить напряженность поля в точке С (см. рис.).

 

Возможное решение:

Выразим напряженность электрического поля в каждой выделенной точке пространства , , .

Запишем выражение, связывающее расстояния до точек . Выразив расстояния из выражений для напряженностей, получим . Тогда .

.

Критерии оценивания:

- 1б

- 1б

- 1б

- 3б

- 3б

- 1б