Критерии оценки выполнения заданий по литературе

 

Школьный этап ВОШ

 

5-8 класс

 

          Максимальное количество баллов за 2 задания – 50.

 

За анализ поэтического текста максимальный балл – 20.

         Оценивается умение определять значение использования художественных средств выразительности и деталей, уровень эмоционального восприятия поэтического текста, выявления разнообразия изобразительных средств, используемых в анализируемом тексте, а также последовательность анализа.

За творческое задание – 30 баллов:

 Подсчитываются баллы за  каждый выбранный литературный персонаж, за их характеристику, за обоснованность и оригинальность выбора и умение сопоставлять одного персонажа с другими героями, за стиль и качество, понимание жанровых особенностей. Ученик должен демонстрировать свой читательский диапазон, общую эрудицию, показать умение давать характеристику литературным героям, производя сопоставительный анализ, а также умение создавать информативный текст в занимательной творческой форме.

        Оценивается оригинальность творческого решения и стиля, использование литературных средств выразительности и речевые навыки учащегося.

9-11 классы

 

Школьный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из двух аналитических заданий (целостный анализ художественного произведения с опорой на предложенные в задании вопросы и сопоставительный анализ поэтических текстов) и творческого задания.

 

9 класс

 

          Максимальное количество баллов за 3 задания – 70:

 

За первое задание – 20

 

  1. Верное определение поэта – 1 балл, при наличии 2 стихотворений в задании, соответственно, 2 поэтов максимальный балл – 2.
  2.  Точное и аргументированное объяснение своего выбора – 2 балла. При наличии 2 стихотворений в задании – максимальный балл – 4.
  3. Фактическая точность, уместность отбора реалий для комментария, соблюдение жанрово-стилистических норм в оформлении комментариев иссылок – 3 балла. При наличии 2 стихотворений в задании – максимальный балл – 6. 
  4.  Точность, уместность, обоснованность деталей, дополняющих образ поэта – героя стихотворения  – 2 балла. При наличии 2 стихотворений в задании – максимальный балл – 4.

5. Дополнение списка стихотворений, посвящённых поэтам, – 0,5 баллов за каждое правильно названное стихотворение (до 4 баллов).

6. Грамотное, выразительное речевое оформление ответов – 2 балла.

 

За второе задание  – 20

Оценивается: 1)умение сопоставлять поэтические тексты на уровне настроения, преобладающего в текстах, на уровне основных мотивов, оценки композиционной структуры, поэтического синтаксиса и изобразительных средств до 10 баллов); 2)продуктивность мышления (до 5 баллов); 3) речевое оформление (до 3 баллов); 4) умение выстроить композицию работы (до 2 баллов).

 

За третье задание - 30 баллов

 

10-11 класс

 

Максимальный балл за 3 задания – 100 баллов

 

За первое задание максимальный балл  – 50:

1. Понимание смысла произведения, последовательное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. 20 баллов.

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. 10 баллов.

3. Владение теоретико-литературными понятиями и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо.
10 баллов.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования материала из области культуры и литературы. 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). 5 баллов.

 

 

За второе задание  – 20

Оценивается: 1)умение сопоставлять поэтические тексты на уровне настроения, преобладающего в текстах, на уровне основных мотивов, оценки композиционной структуры, поэтического синтаксиса и изобразительных средств до 10 баллов); 2)продуктивность мышления (до 5 баллов); 3) речевое оформление (до 3 баллов); 4) умение выстроить композицию работы (до 2 баллов).

 

За третье задание – 30 баллов.

 

 

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Примечание 3: При оценке комментариев/ссылок следует особое внимание уделить не количеству, а уместности отобранных участником олимпиады понятий и явлений и обоснованности, фактической точности их трактовки. В случае если поэт определён неверно и по первому критерию работа получает 0 баллов, она всё равно проверяется дальше: оценивается умение создавать комментарий, эрудиция, речевая грамотность.